РАЗЪЯСНЕНО, С КАКОГО МОМЕНТА ДОЛЖЕН ПРИМЕНЯТЬСЯ НОВЫЙ РАЗМЕР РЕГУЛИРУЕМОЙ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ (ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ ОТ 25.02.2014 N 15534/13)

Постановление N 15534/13 содержит оговорку о возможности пересмотра судебных актов по новым обстоятельствам.
ВАС РФ дал разъяснения для ситуаций, когда изменяется один из элементов формулы расчета регулируемой арендной платы за публичные земли (земли, находящиеся в государственной, муниципальной собственности и земли, собственность на которые не разграничена). Регулируемая арендная плата — плата, размер и способ расчета которой устанавливается органами госвласти, а не определяется по результатам торгов или в предусмотренном федеральным законом порядке.
В рассмотренном деле регулируемая арендная плата рассчитывалась в том числе и на основании кадастровой стоимости земельного участка. Новая величина такой стоимости была утверждена региональным нормативным правовым актом, что повлекло, соответственно, изменение арендной платы. В связи с этим возник вопрос, с какого момента арендатор должен вносить арендную плату в новом размере — с момента вступления в силу нормативного правового акта об утверждении результатов кадастровой оценки земель или с момента внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
ВАС РФ поддержал первый подход к разрешению данной проблемы. Так, при изменении одного из показателей формулы расчета арендной платы (размера кадастровой стоимости земельного участка) арендодатель вправе требовать внесения арендной платы в размере, рассчитанном с учетом данного изменения. При исчислении арендной платы за участки, находящиеся в публичной собственности, новый показатель кадастровой стоимости применяется с момента вступления в силу нормативного правового акта об утверждении результатов кадастровой оценки земель. Следовательно, арендатор обязан вносить арендную плату в новом размере еще до внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
По мнению ВАС РФ, указанный подход соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.03.2012 N 15117/11, и положениям Закона о кадастре недвижимости.
Подход, аналогичный высказанному ВАС РФ, можно найти в практике ФАС Уральского округа (см. следующие судебные акты). Также встречалась и противоположная точка зрения (см., например, Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2014 N А47-7105/2013), которую поддержала в том числе коллегия судей ВАС РФ при передаче комментируемого дела в Президиум (см. Определение от 26.12.2013 N ВАС-15534/13).
Обзор подготовлен специалистами компании «Консультант Плюс»
http://www.consultant.ru

АДВОКАТСКАЯ ПАЛАТА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ